Керчь - город корабелов

kerch 2019 mitridat

Керчь - город корабелов. Керчь - город корабелов в самом широком смысле этого понятия. Керчь настолько связана с морем, что разделить их море и Керчь никак нельзя. Нет отдельных понятий Керчь и море. Керчь - это Керченский пролив, море длинной 45 километров, при ширине от 4,5 до 15 километров; Керчь - это Азовское море и Черное море, которые соединяет Керченский пролив.

Поэтому море в Керчи - это градообразующий фактор. Керчь - это город рыбаков, город мореходов, и, собственно, корабелов - судостроителей, судоремонтников.

Керчь - это порт. В Керчи несколько портов:  Филиал ГУП Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченский торговый порт", Филиал ГУП Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченский морской рыбный порт". Общая акватория портов Керчи составляет 120 Га. Протяженность причалов Керченского торгового порта Полтора километра! Керченский морской рыбный порт имеет 7 причалов. В Советском Союзе Керченский морской рыбный порт являлся Керченским Управлением океанического рыболовства, Объединение "Керчьрыбпром". Огромные крупнотоннажные океанические суда приходили в Керченский морской рыбный порт, это были БМРТ (большие морозильные рыболовные траулеры) и в том числе плавучие консервные заводы. Керченское Управлением океанического рыболовства, Объединение "Керчьрыбпром", были частью большой советской рыбодобывающей и рыбообрабатывающей промышленности. СССР - страна 12 морей, принадлежавших трем океанам - Северному Ледовитому, Тихому и Атлантическому океанам и одного внутреннее море. Ничего не изменилось в этом плане и для России - все моря и океаны, в бассейны которых входят моря, омывающие Россию, остались. 

Корабелы-рыбаки, как люди, использующие суда по их прямому назначению, как и корабелы торгового комплекса, не могли обходиться без корабелов-судостроителей и корабелов-судоремонтников. 

И весь этот огромный замкнутый комплекс был создан в Керчи: на судах ходили в море и здесь же в Керчи их строили и ремонтировали. Разумеется, что система "феодального хозяйства" не могла функционировать нормально в соответствии с современными требованиями 20 века и была интеграция, когда производство, например, судостроительного завода "Залив" была тесно связана с промышленностью Ленинграда и других промышленных городов СССР.

Судостроительный завод "Залив" - гигант советского судостроения. Завод был основан в 1934 году - подписан приказ Совнаркома о начале строительства судоремонтного завода, а в 1938 году уже запущен, в августе 1941 году стал не только судоремонтным, но и судостроительным заводом. В послевоенные годы завод развивался быстрыми темпами. Тоннаж водоизмещения судов, построенных на заводе "Залив", от 250 тонн в конце 40-х выросли до 180 000 тонн!  Супертанкер "Крым" водоизмещением 180 тысяч тонн, длинной 295 метров, шириной 45 метров, высотой борта 25,4 метра был сдан в 1974 году.  С 40-х годов до 1980 года на заводе "Залив" керчанами были построены 800 судов и военных кораблей. В 1981 году был сдан ещё один гигант судостроения - контейнеровоз "Панамакс" (длина — 289,56 м, ширина — 32,31 м, высота — 57.91 м, вместимость 5 тысяч контейнеров 6х2,5 м и до 3-х метров высотой). В 1988 году сдан гигант - лихтеровоз "Севморпуть" - ледокольно-транспортное судно с атомной турбиной. Габариты транспортного ледокола впечатляют: 260 м - длинна, 32 м - ширина, 18 м - высота. Судостроение военных кораблей на заводе "Залив" в настоящее время широко известна. Нам, обывателям, понятно, что судостроение военных кораблей - это супер высокие технологии, как по прочности, так и по технологической оснастке кораблей, что говорит о сверхвысоком профессионализме, как керченских рабочих и инженеров завода, так и о технологической оснастке всего завода. Но поскольку наш очерк посвящен Керчи, Керчи - городу корабелов, то не будем вас утомлять техническими подробностями, в которых и сами, пожалуй, не асы, а лишь сообщим вам об огромном сухом доке завода "Залив": длинна - 360 м ширина - 60 м высота - 13,2 м. Сухой док - это такой судостроительный цех, который является ещё и сложным гидротехническим сооружением. Простыми словами - это огромная технологическая яма, оснащенная всем необходимым - подъемными кранами, оборудованием и т.д., где и происходит судостроение (или ремонт) судна, а после окончания работ, "сухой" док становится "мокрым" - вода заливается (как правило сухой док строится ниже уровня воды прилегающей акватории) и судно выводят на большую воду "своим ходом". Как вы понимаете, не одно огромное судно не может быть вывезено на каких-то гигантских платформах. - даже и считать не стоит. Например, по дедвейту танкера Крым, можно "прикинуть" вес танкера: водоизмещение 180 тысяч тонн, а дедвейт 150 тысяч тонн, т.е. на вскидку - 30 тысяч тонн. Иначе, как строительством в сухом доке, таких гигантов не построишь.